ТЕЗИСЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ 100

                                                                                 (Ленин,  ПСС -1976 г., т. 23, стр. 314)

 

        1.  §  нашей программы    самоопределении  наций) не может быть толкуем  никак  иначе,  как  в  смысле политического самоопределения, т. е. права отделения и образования самостоятельного государства.

        2.  Для с.-д. России этот пункт с.-д. программы абсо­лютно необходим

        (а)    как во имя основных принципов демократии во­обще,

        (б)    так и в силу   нахождения в пределах   России, и притом на окраинах ее, ряда наций с резко отличными хозяйственными,  бытовыми и пр.  условиями,  причем эти нации (как и все нации России кроме великору­сов) невероятно угнетены царской монархией;

        (в)   наконец, и в силу того, что во всей восточной Европе (Австрия и Балканы) и в Азии — т. е. в погра­ничных с Россией странах — либо не закончено либо только еще начато буржуазно-демократическое преоб­разование государств, везде в мире ведшее, в большей или меньшей степени, к созданию самостоятельных на­ циональных государств или государств с наиболее близ­ким и взаимно-родственным национальным составом.

       (г)    Россия в настоящее время представляет из себя страну с наиболее отсталым и реакционным государст­венным строем по сравнению со всеми окружающими ее странами, начиная — на Западе — от Австрии, в кото­рой с 1867 года упрочились основы политической сво­боды и конституционного строя,  а теперь введено и всеобщее избирательное право, и кончая — на Востоке —республиканским Китаем. Поэтому с.-д. России должны во всей своей пропаганде настаивать на праве всех на­циональностей образовать отдельное государство или свободно выбрать то государство, в составе которого они желают быть.

      3.   Признание социал-демократией права всех нацио­ нальностей на самоопределение требует от с.-д., чтобы они

     (а)   были безусловно враждебны всякому применению насилия в какой бы то ни было форме со стороны господ­ ствующей (или составляющей большинство населения) нации но отношению к нации, желающей отделиться в государственном отношении;

    (б)    требовали решения вопроса о таком отделении исключительно на основании всеобщего, прямого, равно­го и тайного голосования населения данной территории;

    (в)    вели  неослабную   борьбу   как   с  черносотенно-октябристскими,    так   и   с   либерально-буржуазными («прогрессисты»,  кадеты и т. п.) партиями по поводу всякой   защиты   или   допущения   ими   национального угнетения вообще или отрицания права наций на само­определение в частности.

     4.    Признание социал-демократией права всех нацио­ нальностей  на   самоопределение   отнюдь   не   означает отказа с.-д.  от самостоятельной оценки целесообраз­ности государственного отделения той или иной нации в каждом отдельном случае. Напротив, с.-д. должны давать именно самостоятельную оценку, считаясь  как с условиями развития капитализма и угнетения проле­тариев разных наций объединенной буржуазией всех национальностей, так и с общими задачами демократии, а в первую голову и больше всего с интересами клас­совой  борьбы  пролетариата  за  социализм.

     С этой точки зрения надо принять во внимание в осо­бенности следующее обстоятельство. В России есть две нации, наиболее культурные и наиболее обособ­ленные в силу целого ряда исторических и быто­вых условий, которые легче всего и «естественнее» всего могли бы осуществить свое право на отделение. Это — Финляндия и Польша. Опыт революции 1905 года показал, что даже в этих двух нациях господствующие классы, помещики и буржуазия, отрекаются от рево­люционной борьбы за свободу и ищут сближения с гос­подствующими классами в России и с царской монар­хией из боязни перед революционным пролетариатом Финляндии и Польши.

    Поэтому социал-демократия со всей энергией должна предостерегать пролетариат и трудящиеся классы всех национальностей от прямого обмана их националисти­ческими лозунгами «своей» буржуазии, которая сла­денькими или пылкими речами о «родине» старает­ся разделить пролетариат и отвлечь его внимание от проделок буржуазии, вступающей и в экономический и в политический союз с буржуазией других наций и с царской монархией.

     Пролетариат не может вести борьбы за социализм и отстаивать свои повседневные экономические интересы без самого тесного и полного союза рабочих всех наций во всех без исключения рабочих организациях.

     Пролетариат не может добиться свободы иначе как путем революционной борьбы за свержение царской монархии и за замену ее демократической республикой. Царская монархия исключает свободу и равноправие национальностей, будучи кроме того главным оплотом варварства, зверства и реакции как в Европе, так и в Азии. А свергнуть эту монархию в состоянии только объединенный пролетариат всех наций России, ведущий за собой последовательно демократические и способные на революционную борьбу элементы трудящихся масс из всех наций.

     Поэтому рабочий, ставящий политическое единение с буржуазией «своей» нации выше полного единства с пролетариями всех наций, поступает вопреки своим интересам, вопреки интересам социализма и интересам демократии.

     5. Отстаивая последовательно демократический госу-дарственный строй, социал-демократия требует без­условного равноправия национальностей и борется с какими бы то ни было привилегиями в пользу одной или нескольких национальностей.

     В частности, социал-демократия отвергает «госу­дарственный» язык. В России таковой особенно изли­шен, ибо свыше семи десятых населения России принад­лежит к родственным славянским племенам, которые при свободной школе в свободном государстве легко достигли бы, в силу требований экономического оборота, возможности столковываться без всяких «государствен­ных» привилегий одному из языков.

     Социал-демократия требует замены старых админи­стративных делений России, установленных крепост­никами-помещиками и чиновниками самодержавно-крег постнического государства, делениями, основанными на требованиях современной хозяйственной жизни и согласованными по возможности с национальным со­ставом населения.

    Все области государства, отличающиеся бытовыми особенностями или национальным составом населения, должны пользоваться широким самоуправлением и ав­тономией при учреждениях, построенных на основе всеобщего, равного и тайного голосования.

    6. Социал-демократия требует издания общегосудар­ственного закона, ограждающего права всякого нацио­нального меньшинства в какой бы то ни было мест­ности государства. По этому закону, всякое мероприя­тие, посредством которого национальное большинство пыталось  бы создать для  себя национальную приви­легию или умалить права надионального меньшинства (в области учебного дела, употребления того или иного языка, в делах бюджетных и т. д.), должно быть объяв­лено не имеющим силы, а проведение такого мероприя­тия запрещено под страхом наказания.

    7. Социал-демократия относится отрицательно к ло­зунгу «культурно-национальной» (или просто «нацио­нальной»)   «автономии»  и  к  проектам   осуществления таковой, ибо этот лозунг (1) безусловно противоречит интернационализму классовой борьбы пролетариата, — (2)  облегчает вовлечение пролетариата и трудящихся масс   в   сферу   влияния   идей   буржуазного   национа­лизма, — (3) способен   отвлекать  от  задачи  последо­вательно демократических преобразований государства в целом, каковые преобразования одни только обеспе­чивают (насколько вообще это возможно при капита­лизме) национальный мир.

    Ввиду особого обострения вопроса о культурно-национальной автономии среди с.-д., приводим некото­рые пояснения этого положения.

    (а)    С точки зрения социал-демократии недопустимо ни прямо  ни косвенно  бросать лозунг национальной культуры. Этот лозунг неверен, ибо вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества все более интернационализируется уже при капитализме. Социа­лизм целиком интернационализирует ее.  Интернацио­нальная культура, уже теперь создаваемая системати­чески пролетариатом всех стран, воспринимает в себя не «национальную культуру» (какого бы то ни было
национального коллектива) в целом, а берет из каж­дой национальной культуры исключительно ее после­довательно демократические и социалистические  эле­
менты
.

    (б)    Единственный,  вероятно, пример приближения, хотя и робкого, к лозунгу национальной культуры в про­граммах с.-д. дает § 3 брюннской программы австрий­ских с.-д.  Этот § 3 гласит:  «Все самоуправляющиеся области одной и той же нации образуют национально-единый союз, который решает свои национальные дела вполне автономно».

    Это — лозунг компромиссный, ибо здесь нет и тени экстерриториальной (персональной) национальной авто­номии. Но и этот лозунг ошибочен и вреден, ибо вовсе не дело российских с.-д. соединять в одну нацию немцев лодзинских, рижских, питерских, саратовских. Наше дело — бороться за полный демократизм и отмену всех национальных привилегий для объединения немецких рабочих в России с рабочими всех других наций в деле отстаивания и развития интернациональной культуры социализма.

    Тем более ошибочен лозунг экстерриториальной (пер­сональной) национальной автономии с учреждаемыми (по плану последовательных сторонников этого ло­зунга) национальными парламентами и национальными статс-секретарями (О. Бауэр и К. Реннер). Противо­речащие всем хозяйственным условиям капиталисти­ческих стран, не испытанные ни в одном демокра­тическом государстве мира, подобные учреждения являются оппортунистическим мечтанием людей, отча­явшихся в создании последовательно демократиче­ских учреждений и ищущих спасения от национальной грызни буржуазии в искусственном обособлении и пролетариата и буржуазии каждой нации по некоторым («культурным») вопросам.

    Обстоятельства вынуждают иногда у социал-демокра­тов подчинение на время тем или иным компромиссным решениям, но заимствовать у других стран мы должны не компромиссные, а последовательно социал-демокра­тические решения. Заимствовать же неудачную австрий­скую попытку компромисса тем более неумно теперь, когда и в Австрии она потерпела полный крах, приведя к сепаратизму и отколу чешских с..-д.

    (в)    История лозунга «культурно-национальной авто­номии» в России показывает, что его приняли все без исключения буржуазные партии еврейские, и только еврейские,   за   которыми  без   критики  плелся   Бунд, непоследовательно    отвергая    национально-еврейский парламент (сейм) и национально-еврейских статс-секре­тарей. Между тем даже те европейские с.-д., которые
допускают или защищают компромиссный лозунг куль­турно-национальной автономии, признают полную не­осуществимость этого лозунга для евреев (О. Бауэр и К. Каутский).  «Евреи в Галиции и в России скорее каста, чем нация, и попытки конституировать еврей­ство,   как   нацию,   суть   попытки   сохранения   касты» (К.  Каутский).

    (г)    В цивилизованных странах мы наблюдаем довольно полное (сравнительно) приближение к национальному миру при капитализме лишь в условиях максимального осуществления демократизма во всем государственном устройстве и управлении (Швейцария). Лозунги после­довательного демократизма (республика, милиция, вы­борность чиновников народом и т. д.) соединяют про­летариат и трудящиеся массы и вообще все передовое в каждой нации во имя борьбы за условия, исключаю­щие возможность самомалейшей национальной при­вилегии, — между тем как лозунг «культурно-нацио­нальной автономии» проповедует обособление наций по школьному (или вообще «культурному») делу, об­особление, вполне совместимое с сохранением основ всяческих (и в том числе национальных) привилегий.

    Лозунги последовательного демократизма сливают воедино пролетариат и передовую демократию всех на­ций (элементы, коим требуется не обособление, а объеди­нение демократических элементов наций по всем делам и по школьному делу в том числе), — а лозунг культур­но-национальной автономии разделяет пролетариат раз­ных наций, связывая его с реакционными и буржуаз­ными элементами отдельных наций.

    Лозунги последовательного демократизма неприми­римо враждебны и реакционерам и контрреволюцион­ной буржуазии всех наций, — а лозунг культурно-национальной автономии вполне приемлем для реак­ционеров и контрреволюционных буржуа некоторых наций.

     8.  Вся совокупность экономических и политических условий России требует таким образом безусловно от социал-демократии проведения  слияния  рабочих  всех национальностей во всех без исключения пролетарских организациях (политических, профессиональных, коопе­ративных, просветительных и т. д. и т. п.). Не федера­ция в строе партии  и не образование  национальных с.-д. групп, а единство пролетариев всех наций данной местности с ведением пропаганды и агитации на всех
языках местного пролетариата, с совместной борьбой рабочих всех наций против каких бы то ни было нацио­нальных привилегий, с автономией местных и област­ных организаций партии.

    9.  Более   чем  десятилетний   опыт   истории   РСДРП подтверждает   вышеприведенные   положения.   Партия возникает в 1898 году, как «российская» партия, т. е. партия   пролетариата   всех национальностей   России. Партия остается «российской», когда Бунд в 1903 году выходит из партии, после непринятия съездом пар­тии требования считать Бунд единственным предста­вителем еврейского пролетариата. В 1906—1907 гг. жизнь вполне обнаруживает несостоятельность этого требования, целый ряд еврейских пролетариев дружно продолжает общую социал-демократическую работу в ряде местных организаций, и Бунд возвращается в партию. Стокгольмский съезд (1906 г.) объединяет и польских и латышских социал-демократов, стоящих на почве территориальной автономии, причем съезд не принимает принципа федерации и требует объеди­нения на местах с.-д. всех национальностей. Этот прин­цип проводится много лет на Кавказе, проводится в Варшаве (польские рабочие и русские солдаты), Вильне (польские, латышские, еврейские, литовские рабочие), Риге, во всех трех последних центрах про­водится против сепаратистски отделившегося Бунда. В декабре 1908 года РСДРП, в лице своей конференции, принимает специальную резолюцию, подтверждая тре­бование единства рабочих всех национальностей не па принципе федерации. Раскольническое неисполнение решения партии сепаратистами-бундовцами приводит к краху всей этой «федерации худшего типа» 101, — сближает бундовских сепаратистов с чешскими и обратно (см. Косовского в «Нашей Заре» и орган чешских сепа­ратистов, «Der čechoslavische Sozialdemokrat», 1913, № 3, о Косовском) — и, наконец, на августовской (1912 г.) конференции ликвидаторов вызывает попытку бундовских сепаратистов и ликвидаторов с частью кав­казских ликвидаторов протащить тайком в программу партии «культурно-национальную автономию» без за­щиты ее по существу!

    Революционные с.-д. рабочие и Польши, и Латыш­ского края, и Кавказа стоят по-прежнему на точке зрения территориальной автономии и единства рабочих с.-д. всех наций. Бундовско-ликвидаторский откол и союз Бунда с несоциал-демократами в Варшаве ставит перед всеми с.-д. весь национальный вопрос, и в его теоретическом значении и в деле строительства партии, на очередь дня.

     Компромиссные решения разрушены именно теми, кто их против воли партии проводил, и требование единства рабочих с.-д. всех национальностей раздается громче, чем когда-либо.

    10. Грубо воинствующий и черносотенный нацио­нализм царской монархии, а затем оживление бур­жуазного национализма — и великорусского (г. Струве, «Русская Молва», «прогрессисты» и т. д.), и украин­ского, и польского (антисемитизм народовой «демокра­тии» 102), и грузинского, и армянского и т.д. — все это с особенной настоятельностью требует от с.-д. органи­заций во всех концах России обращения большего, чем прежде, внимания на национальный вопрос и выработки последовательно-марксистских решений его в духе выдержанного интернационализма и единства проле­тариев всех наций.

 

                                                                      -------------------------

 

(ά) Лозунг национальной культуры неверен и выра­жает лишь буржуазную ограниченность понимания национального вопроса. Интернациональная культура.

(β) Увековечение национального деления и проведе­ние утонченного национализма — соединение, сближе­ние, перемешивание наций и выражение принципов и н о й, интернациональной культуры.

(γ) Отчаяние мелкого буржуа (безнадежная борьба против национальной грызни) и боязнь радикально-демократических преобразований и социалистического движения — только радикально-демократические пре­образования могут создать национальный мир в капи­талистических государствах и только социализм спо­собен положить конец национальной грызне.

(δ) Национальные курии в школьном деле 103.

(ε) Еврейство.

 

Написано е июне, ранее 26

     (9 июля),  1913 г.

 

Впервые напечатано в 1925 г.                                                                                                               Печатается по рукописи

е Ленинском сборнике III

 

 

 

100 «Тезисы по национальному вопросу» написаны Лениным в связи с его рефератами по национальному вопросу, про­

       читанными 9, 10, 11 и 13 июля (н. ст.) 1913 года в городах Швейцарии: Цюрихе, Женеве, Лозанне и Берне. На эти

       рефераты приходили не только большевики, но и предста­вители эмигрантских групп других социалистических партий. В

       подготовительных материалах настоящего тома печатаются планы рефератов (см. стр. 444—448). В Ленинском сборнике  

       XVII напечатана подробная запись прений по этим рефе­ратам.

 

101 «Федерацией худшего типа» охарактеризованы в решениях Пражской партийной конференции 1912 года взаимоотно­

       шения с национальными с.-д. организациями, существовав-

шие в РСДРП с IV (Объединительного) съезда, когда «нацио­налы» работали «совершенно обособленно от русских орга­низаций», что крайне отрицательно отражалось на всей работе РСДРП. Несмотря на то что с.-д. организации Польши и Литвы, Латышского края и Бунд входили в РСДРП, они фактически держали себя обособленно. Их представители не принимали участия в руководстве обще­российской партийной работой; они прямо или косвенно содействовали антипартийной деятельности ликвидаторов (см. об этом Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 134—135 и том 22, стр. 229—230). — 321.

 

102 Партия народовцев (народова демократия, национал-демо­кратия, эндеки) — главная реакционная, националистиче­ская партия польских помещиков и буржуазии, тесно свя­занная с католической церковью; образовалась в 1897 году, ее лидерами были Р. Дмовский, 3. Балицкий, В. Грабский и др. Эндеки, выдвигая лозунги «классовой гармонии» и «национальных интересов», стремились подчинить своему влиянию народные массы и втянуть их в русло своей реак­ционной политики. Проповедуя ярый воинствующий нацио­нализм и шовинизм как средство борьбы с социалистиче­ским и общедемократическим движением польского народа, эндеки пытались изолировать его от русского революцион­ного движения. В период революции 1905—1907 годов, доби­ваясь сделки с царизмом на почве автономии Королевства Польского, андеки открыто встали на путь поддержки ца­ризма и борьбы с революцией «всеми средствами, до доносов, локаутов и убийств включительно» (Сочинения, 5 изд., том 15, стр. ?8). Пятый (Лондонский) съезд РСДРП в спе­циальной резолюции «О народовой демократии» подчеркнул
необходимость «неутомимого и беспощадного разоблачения контрреволюционной, черносотенной физиономии и деятельности национал-демократов, как союзников царизма в борьбе с революцией» (см. «КПСС в резолюциях и решениях съез­дов, конференций и пленумов ЦК», ч. I, 1954, стр. 168).
Во время первой мировой войны (1914—1918) эндеки безого­ворочно поддерживали Антанту, рассчитывая на победу
царской России, соединение польских земель, находившихся под игом Австрии и Германии, и предоставление Польше
автономии в рамках Российской империи. Падение царского режима толкнуло эндеков на путь профранцузской ориен­тации. Ярые враги Октябрьской социалистической револю­ции и Советского государства, эндеки, тем не менее, согласно своей традиционной антинемецкой позиции, не всегда вполне поддерживали авантюристическую антисоветскую внешнюю политику правившей в Польше с 1926 года клики пилсудчиков. В настоящее время отдельные группы партии эндеков действуют среды реакционных элементов польской эмигра­ции. — 322.       ....

 

юз Речь идет о разделении школьного дела по национально­стям, что являлось основным требованием буржуазно-нацио­налистической программы «культурно-национальной автоно-мии». — 322.